Импилахтинский погост


Сортавальскому погосту в XVI в. принадлежали храмы в Отсойнен, Кити и Суйстамо. Возможно, что немного раньше 1589 года уже существовал Импилахтинский православный приход. В начале XVII в. в Импилахти уже существовала церковь, которая располагалась на холме Каммонен. Это место позже было забыто так, что уже до войны никто не помнил о нем.

К Импилахтинскому погосту принадлежали два храма, один из которых в Кителя существовал с 1686 г., а об основании прихода упоминается в 1777 г., но скорее всего это в названии прихода происходили изменения.

Во время Шведского правления во второй половине XVII в. начался новый этап развития в Импилахти. С Запада пришли новые жители из различных слоев, уровень образования которых был низким. Со шведами пришло как понятие о лютеранстве, так и об образовании. Народ пытались приобщить к чтению, но бестолковые люди не принимали этого, и когда после окончания богослужения пытались выяснить степень познаний толпа устраивала затор в дверях. Тем не менее, уже 1680 г. распространялись знания, и часть жителей владела грамотой. Препятствием к просвещению была одна беда — среди жителей сильно развито было пьянство. Хмель же выращивали сами.

В 1638 г. образовался лютеранский приход, но первую церковь построили в 1670 г. Шведы зорко следили, чтобы православные не уклонялись от обучения и духовного окормления.

Около церкви в Импилахти располагалось поместье священника. В 1643 г. произошла нашумевшая судебная история о том, как два священника Василий Ертонович Рухкайнен, который был избран на место умершего священника, вдова которого правила сама и не хотела никого пускать в дом, и Софрон Данилович выпивали вместе с Еремко Ивановичем Касайнен. Когда вино кончилось, они отправились за две версты в Сумерию к Хейкки Мултайнен и, купив вина, на улице поспорили, и Касайнен ударил о. Василия по голове. Тот упал, а Касайнен сбежал, но на следующий день пришел просить прощения. Прощения он не получил, а о. Василий скончался в тот же день.

Эта история говорит о том, что священники жили попарно, так же как и хуторяне, что церковь находилась в двух верстах от Сумерии и что крестьяне угощали священников как православных, так и лютеран.

Так в начале шведы пытались олютеранить всех импилахтинцев. С православными это не удалось по многим причинам. Главное то, что карелы из поколения в поколение передавали православные обычаи, и это было частью их жизни. Лютеранские священники оставались без материальной поддержки и вынуждены были побираться у православных крестьян. Лютеранский храм был построен очень скромным. Старые карелы посмеивались над лютеранскими священниками, а также скудным безиконным церквям и их службам.

Но две церкви, рядом построенные, соревновались в привлечении прихожан, хотя и отличались в своих методах.

Работа в православной общине Импилахти

Православные карелы, по рассказам старожилов, уже были с XIII в.

В Импилахтинском приходе, действующем с 1580 г. на территории Сортавальского погоста, центральное место занимает Рантусская церковь. Кроме богослужений были посещения Мёнтёля и Валаамского монастырей. Мёнтёля – это остров, расположенный неподалеку от Ляскеля. К тому же устраивались паломничества в Олонецкий район в Стройтцкий монастырь и во многие другие святые места.

В 1614 г. Импилахтинский приход упоминается в составе Сустаймского поселения, а в 1638 г. в составе Сустаймского погоста. В 1643 г. в Импилахти был свой священник Василий Рухконен, но после прихожане обращались в Сустаймо, несмотря на то, что в Кителях с 1777 г. упоминается об общине, хотя храм был воздвигнут на 100 лет раньше.

Еще с 1671 г. в судебной книге упоминалось о существовании в Импилахти православного священника и дьяконского места. В те времена они вынуждены были часто обращаться к жителям за пожертвованиями. Часто хозяйственные доходы этих мест были под сокращением, и так за вторую половину столетия положение православного прихода резко ухудшилось. После перемирия 1661 г. лютеранские приходы тоже уменьшились.

Первая церковь в Кителя была освящена во имя архангела Михаила, которая сгорела в 1773 г. Прихожане захотели сразу же построить на том же месте новую церковь. Санкт-Петербургский архиепископ Гавриил дал сразу же разрешение и рекомендации на строительство. Новая церковь была построена в 1777 г. и освящена в честь пророка Илии и архангела Михаила. Эта церковь была реконструирована в начале XIXв., но сведений о первоначальном строении не сохранилось. Но стены церкви были на месте еще до зимней войны.

Православные хотели, чтобы в каждом поселении были или молебные комнаты, или часовни. Оценивая это, во многих импилахтинских поселениях действительно они были, но не все сведения дошли до нас. Часовни строились в центре деревни, часто на местах погостов (кладбищ). Погосты были окружены вековыми деревьями, часто на местах языческих капищ. По крайней мере, в Импилахти эти старые погосты сохранились в покое, хотя они давали ценные сведения археологам. Раньше жители хоронили покойников без отпевания. Священник же ходил после отпевать, иногда несколько умерших сразу. После погребения их покойников поминали несколько раз в году. На могилу носили еду, которую любил покойный. Языческое поверие говорило, что покойные приходят есть и это необходимо для их бессмертной души, и таким образом якобы сохранялась связь поколений. Старые православные погосты были в Кителя, Кокоселькя, Кютосюрья, Сюськюярви, Керисюрья, Сумерия и Питкяранта. Три последних не были первоначально значительными, в Сумерии тоже в начале было только лютеранское кладбище.

Так описал Лайтинен в 1930 г. Импилахтинский погост: «На погосте Кютосюрья, который в какой-то степени обнесен забором были вековые деревья, часто могилы не видно из-за красивых цветов и кустов. Место особенно красивое, на юге синеет за изгибом Импилахтинский центр и Хуунуканские береговые откосы, на западе за глубокой и длинной долиной проглядывают крыши Керисюрья.

Красивое кладбище и в Кокоселькя. Оно располагается на красивом пригорке с откосом на запад. В тени деревьев шумят луговые травы. Огромные деревья свалены. Если с места подняться метров на десять ввысь, то будут видны синеющие леса Суйстамо.

В Сюськюярви современное кладбище располагается на острове, там же очень красивый погост и небольшая часовня. Старый погост там же на острове, но позади.

Красивый вид на месте расположения старой церкви в Кителя. Вековые деревья, окружающие погост, сама церковь, старые сравнивающиеся с землей могилы и могилы этого времени, могильные камни, которые переносят наши мысли из древности в современность».

Из редких сохранившихся записей приходов Кителя имеются записи относительно рождаемости и смертности жителей на 1783 и 1784 гг. В предыдущем году родилось 30 чел. и умерло 12 чел. В следующем году родилось 44 чел. и 17 чел. умерло. В 1783 г. умерло 2 детей от оспы, 1 взрослый от пневмонии, 1 от укуса, 1 от опухоли и 3-е от старости.

В 1831 г. областной секретарь Кристиан Лёфстрём приготовил договор о капитальной перестройке церкви в Кителя. Тогда был перестроен алтарь прор. Ильи и перенесен вперед, а Михайловский алтарь оставлен на месте и церковь стала носить имя архистратига Божия Михаила. По-видимому, церковь была разобрана и на том же месте из нового материала возведена новая.

Эти значительные изменения указывают и на значительные изменения в жизни прихожан. Приход Кителя определялся и теми деревнями, которые позднее принадлежали кителевскому приходу в Питкяранта. Количество прихожан возросло на 18 человек. Почему в 1810 г. количество прихожан резко уменьшилось, сведений нет. Возможна миграция. Во всяком случае, в приходе Кителя было так много зажиточных прихожан, что всегда была возможность платить жалование священнику, дьякону и пономарю.

Усадьба священника была с лугом и полями. Основной доход был, конечно, от пожертвований прихожан, а дополнительный от венчаний, крещений, отпеваний усопших и иных церковных треб.

С 1867 по 1887 гг. настоятелем церкви в Кителя был священник Алексий Шепелевский. За время его пребывания дела в приходе продвинулись. Он организовал передвижную школу и намеревался создать народную школу. Сам он был крепкой веры и требовал того же от прихожан. Молитва начиналась уже у ворот церкви и обладая навыками передавал их другим. Совершившие грех должны были положить до ста поклонов. В то время отремонтирована старая церковь, но новую строить не было в планах у него. И сначала торговец Василий Ратинен взялся было построить каменную церковь на 30 тыс. рублей, но этого не было достаточно и была построена деревянная церковь, которая освящена 11.09.1883 г. В ней был только один Престол во имя св. арх. Михаила. Церковь была позднее окрашена, а в 1892 г. отреставрирована старая церковь.

В конце XIX в. упоминается строительство церкви в Питкяранта. Ее начали строить в 1895 г., но по консисторским обоснованиям в Питкяранта быть самостоятельным  приход был не готов. Прихожане же были крайне против разделения приходов, однако это произошло в 1925 г.

Многие священники были родом из России и плохо знали язык местного населения, и только Петр Сотиков в какой-то мере знал финский, судя по документам, которые он оставил:

«Духовное завещание.

Я, кантор Киндиф, из деревни Кителя, умираю в присутствии крестьянина Егора Ефимова и вдовы Дарьи Игнатьевны в полном сознании и понимании того, что подходит смерть. Объявляю в присутствии официальных лиц, что завещаю свое имущество своему зятю и дочери…

Написал пономарь Петр Сотиков по просьбе жены».

Такое распространение русскоязычных священников среди карельского населения, по-видимому, имело целью распространить веру в царя. В XX в. это был вопрос судьбы православных приходов.

Уже в начале столетия сгорела церковь в Кителя 24.02.1901 г. Когда новую церковь топили, то огонь из печи воспламенил стену, и утром в 8 часов в конце Богослужения удалось спасти только Престол, кресты, Святые Дары, Жертвенник и антиминс. Новую церковь планировали построить каменную, что дороже. Прихожане хотели построить такую же, но чертежи были все уничтожены. Так был привлечен к планам строительства мастер-строитель J. O. Leanderin.

В 1900 г. настоятелем церкви был о. Василий Соболев, прослывшим как помощник бедных и блаженным батюшкой. Но в деле строительство церкви он вступил в спор о месте строительства с прихожанами. Он предлагал строить храм в центре деревни. Дело дошло до того, что Духовная Консистория потребовала спорные издержки заплатить о.Василию Соболеву, хотя он просил освободить его от службы.

Новая церковь была освящена 29.11.1907 г. В ней был один Престол во имя прор. Ильи, иконостас был очень скромным, хотя в сгоревшем был двухъярусный иконостас.

Старая церковь (вторая) стояла в центре погоста (кладбища). Ее строение разрушалось и приходило в негодность. Консистория распорядилась отдать ее под другие нужды, но прихожане забили тревогу и спасли церковь еще на 30 лет. В Зимнюю войну оба храма были разрушены.

Во время настоятельства свящ. Василия Соболева были построены так же и часовни. Так жители Кютёсьярви собрали деньги и заготовили 200 бревен и составили план постройки часовни. В 1904 г. часовня была построена на бывшем месте. В 1906 г. жители Сюскюярви тоже собрались разобрать старую часовню и построить на этом месте новую, которая была бы такой же, как в Кютёсьярви. В Руокоярви тоже была обещана постройка часовни 4 м длины, 3 м ширины и 4 м высоты. Она была построена, но сгорела почти сразу же.

Так в течении года пришлось ремонтировать усадьбу священника и искать новое место под кладбище, которое было бы поближе. В 1910 г. в Хаукаселькя была выделена земля для нового кладбища Андреем Руусканен, которая была поблизости старого храма Кителя. Жители Кютосюрья снова посылали просьбу в Сенат о удовлетворении права на открытие нового кладбища для жителей Сумерии. Разрешение получили в 1912 г.

Священник Василий Соболев в 1909 г. был переведен в Сортавала. На его место пришел свящ. Исаак Мусовский, отец которого был в Кителя пономарем, но и он через 2 года был переведен в Оулу, а на место настоятеля пришел свящ. Владимир Толстохнов. Он был, по-видимому, русский и начал крупные изменения. Так им было установлено богослужение только на русском языке и при нем в Импилахтинском погосте действовали три основных русских школы. В 1917 г. его перевели в Суйстамо, а место настоятеля вновь занял о. Исаак Мусовский. Он по собственному желанию был освобожден в 1933 г., а на его место пришел о. Пааво Саариковский, который был на учебе в Сортавальской семинарии и в 1937 г. он продолжил учебу. Тогда на приход Кителя пришел о. Александр Оланто, который был последним настоятелем, впоследствии настоятель в Варкаусе.

Выше было сказано, что прихожане Кителя хотели отдельную церковь в Питкяранта, поэтому в 1898 г. там был построен на подаренном заводом участке приписной храм, освященный архиепископом Антонием (Вадковским).

Во время самостоятельности в Импилахти произошло несколько отречений от православной веры. Чрезмерное увлечение некоторых священников и мирян русским породило в народных умах и у поверхностно относящихся к вере прихожан желание уйти из Церкви, которую иногда называли Греко-Российской. Может быть перехода в лютеранство было бы больше, если бы в Кителя не родилось Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских, которое занималось миссионерской деятельностью. Сошлемся на Историю Импилахти Лайтинена, которая описывает это рождение. Там протоиерей Сергий Окулов рассказывает:

«В 1880 г. школьный учитель Николай Воронов проводил свою веселую свадьбу в Кителя в доме Юдина. Звучала музыка и танцующие пары вихрем кружились в большом светлом зале. В одном углу зала сидели мы трое: настоятель церкви о. Гавриил Соболев (ныне покойный), протоиерей кафедрального собора Михаил Казанский и третьим был я. Наши мысли были совсем о другом. Мы говорили о плачевном состоянии Греко-Кафолической Церкви в Финляндии. Греко-Кафолическое население пребывало в полном неведении в вопросах веры. Богослужения повсюду совершались на странном для народа языке. Вся вера ограничивалась внешними ритуалами, а о внутреннем содержании не говорилось ни слова. Суеверие процветало в полной силе. «Ильинские бычки» приносились в жертву еще в Мантсинсаари. Проповедь была редкой. О сельской грамотности не было и речи. Школы были только церковно-приходские и в них в основном обучали только навыкам чтения на русском языке, чем обучение и ограничивалось.

Чтобы исправить положение дел эти священники основали Братство преподобных Сергия и Германа, которое получило название в честь основателей Валаамского монастыря. Устав братства был одобрен в 1885 г. В следующем году вышел первый номер их журнала «Aamun Koiton» («Утренняя Заря»). Снова общество основали в 1921 г., после чего оно выполняло много миссионерской работы, выпускало журнал и др. литературу. Заметными формами деятельности были духовные собрания, на которых под руководством священников выступали в Импилахти учителя Яакко Хяркёнен и Юрьё Саарела, а так же проведение «вторников». В приходах Импилахтинского погоста «вторники» проводились в Питкяранта, Руокоярви, Хуннука, Ките, Сюскюярви, Хиппола, Керисюрья, Кирконкюля, Кютёсюрья и Метсякюля.

Под рукой у православных жителей Импилахти был Валаамский монастырь, куда они совершали многочисленные паломничества. У монастыря в Импилахтинском погосте было подворье – Германовский скит с красивой кирпичной монастырской церковью и деревянные келейные корпуса. В скиту проживало несколько десятков монахов, которые занимались земледелием, рыбалкой и садоводством. Одетые в длинные черные мантии дружелюбные монахи, многие из которых были чисто русскими, пользовались уважением лютеран. Они могли спокойно молиться и работать. По соседству с Сюскюнсалми не было никакого населения, поэтому для самих импилахтинцев жизнь скита была несколько таинственной в этом Византийском золотом блеске.»

Таблица количества прихожан в приходе Кителя на 1805-60 гг.

Год Мужчины Женщины Всего
1805

1806

1811

1826

1828

1829

1844

1846

1849

1860

1003

916

761

979

1098

1123

1265

1274

1314

1381

1040

896

754

982

1106

1166

1320

1364

1367

1478

2043

1812

1515

1961

2204

2289

2585

2638

2681

2859