Лункулансаари


В Лункула (Lunkula) часовня была освящена в честь Преображения Господня. Размер ее 6 м х 10 м, бревенчатые стены и жестяная крыша. На крыше храма и колокольни луковичные купол и крест. С западной стороны было крыльцо с перилами и двускатной крышей, которое было разобрано примерно в 1933-37 г. тогда же крышу заменили с драночной на жестяную. На колокольне было 5 колоколов. А в 1926 г. было 2 колокола. Значит до зимней войны были приобретены 3 колокола. Часовня располагалась на земле Rantala Rno 1 в деревне Лункула. В промежутке 1929-32 гг. участок часовни был отделен в самостоятельный Rno 2.

В первоначальной постройке часовни боковые стены в верхней их части собирались вверху, а стены притвора были ниже. Крыша была крутая (дранчатая) с потолком, основывалась на изгибе свода. Можно предположить, что строение относилось ко второй половине XVII в.

Реставрация проводилась на добровольных началах где-то в 1826 г. над притвором, напротив конечного треугольного выступа, сооружена стройная восьмиугольная, с изогнутыми стенами колокольня, которая была покрыта шестигранными досками. Средства были собраны у жителей д. Лункула и соседних деревень. По преданию жители просили освятить обновленную часовню, но священник не согласился, поскольку жители приурочили освящение к языческому празднику «Бараний день» 4 июля. Но жители сами «освятили» ее в честь «святого Спаса», своего покровителя. Священство же не участвовало в проведении этого праздника.

Позднее, пр. 1870 гг. часовня была расширена в западную сторону, удлиняя основной храм, и заодно сделан капитальный ремонт. Видимо, наружные стены обшиты поперечно тогда же. Окна увеличены. Работы проводились жителями д. Лункула и соседних деревень. Использованы были и церковные сбережения. По окончании работ священство предложило само, к удивлению жителей, освятить часовню. Освящение было назначено на 6 августа в честь Преображения Господня, чтобы стал этот день праздником часовни. Но с жителями не посоветовались и они возмутились до того, что удалили священников с праздника. Священники хотели прекратить празднование языческого праздника «Бараний день» перенеся его на 6 августа, а затем и вовсе заменить его праздником Преображения Господня. Противостояние закончилось тем, что среди народа значение «Бараньего дня» умалялось и в 1909 г. этот праздник праздновался в последний раз. Однако спор между жителями и причтом об этом «празднике» продолжался годами.

«Бараний день» — (от фин. bokin – баран) – заметно напоминает hakin paiva (hakki – клетка, кормушка для скота), празднование которого было в деревне Tyompainen (Рабочая слава) на Мантсинсаари. Овечьему покровителю «святому Спасу» приносился в жертву годовалый баран. Таким образом утверждался успех скотоводства. Баранов приводили из Лункула. В этот день, согласно ритуалу, резали барана и варили его в большом котле около часовни. Руководил ритуалом староста. К месту жертвоприношения собирался народ из Лункула и Мантсинсаари. Православные священники не участвовали в этом. Староста не только следил за проведением праздника, но и кадил перед иконами часовни и перед жертвенным мясом. Шкуры таких баранов продавались «с молотка», а вырученные деньги шли в казну часовни.

В последнее проведение «Бараньего дня» было решено не приносить больше в жертву баранов, но было решено, что староста будет брать взрослых баранов и держать их как осеменителей, а деньги, вырученные на этом, оставались бы в казне. Такое содержание баранов-осеменителей в подарок святому Спасу продолжалось до 1930 г.

«Бараний день» — это старый карельский праздник, возникновение и развитие которого чисто языческое. Церковь ни коим образом не воспринимала его и священники не участвовали в нем. Старая русская хроника повествует о том, что в XVI в. карелы и ингермаландцы приносили тельцов и овец в жертву сатане. Жертвенниками были выбраны вырубки леса или каменистые места, предназначенные для погостов, курганов или могильных холмов. Кровавые жертвоприношения приносились и на поминовение усопших.

Уничтожение этих языческих поклонений начал иеромонах Илия в 1530 г. Однако в «бараний день» как в подлинник всенародного достояния, наследованный карелами из поколения в поколение, вошло христианское поминовение усопших. На расположенном рядом с часовней погосте уже нет видимых знаков, запечатленных на фотографиях 1930 г. деревня Лункула упоминалась в налоговой книге водской пятины в 1500 г. и по-видимому никогда не опустошалась. Языческий праздник д. Лункула, может быть, принял христианское название, возможно именно в это время и была построена часовня.

Вознесенская часовня в Лункулансаари была построена в 1910 г. и реставрирована в 1935 г., была бревенчатая, обшита продольной вагонкой и покрыта дранкой. Размер ее был 8 х 5 х 3 м. На продольных стенах было два окна с Т-образным стеклом. Над притвором была четырехугольная в основании невысокая колокольня, на каждой стороне которой были четырехклеточные окна. На колокольне был один колокол, а на крыше крест. Так же и над основным храмом был крест.

В послевоенном прошении упоминается год постройки 1910, но видимо это был год перестройки и расширения часовни, т.к. в начале 30-х годов отмечалось ее 100-летие. По сохранившимся фотографиям удалось установить, что в первоначальном своем виде часовня сплошь покрыта вагонкой. Этот внешний вид ясно говорит о поздней реставрации. Т-образные окна, по всей видимости, появились так же после реставрации 1910 г. Четырехугольный короткий сруб, упрощенный по своему виду, так же говорит о наследии конца XVIII века. В том числе обшивка на углах основного храма указывают на то, что сруб был с длинными углами, и это единственный знак, что основной храм был и, возможно, относится к промежутку ранних времен XVIII столетия. В верхней части стены не имеют изгиба, таким образом строение основного храма приближают его к середине XVIII века.

Часовня построена в центре деревни на холме.