Даруй мне


Отчего-то в душе моей каждая молитва, даже совсем коротенькая, находит себе место не сразу. Новые слова, несущие аромат прадедовской речи, с трудом прочитываются снова и снова, в разных состояниях, ощущаются всеми органами чувств. Убедясь в их точности, полёте, полноте, яркой выразительности и прямому воздействию на разум и сердце, долго ещё путешествую по глубинам их смысла и замысла. Это радостное путешествие в мир изначального Слова, освоение его до той степени, пока оно не станет твоим. Даже если слов всего несколько, путешествие может быть долгим и многотрудным. Как прообразно и мудро, что в Начале всего было именно Слово!

В молитве каждой, при внимательном её прочтении, свой внутренний мир открывается. Но порой слова, обращённые к Богу, в память входят с трудом, словно для другого человека они подобраны и писаны. Вероятно, этот другой и прочтёт их сразу, как свои собственные. Или сам ты услышишь их как родные тебе слова, когда дозреешь до них. Вот и идёшь по жизни, с каждым шагом, с каждым обращением к Богу, с каждым разумением всё глубже проникая в удивительный и светлый мир изначального Слова.

Молитву и надобно читать так, словно это твоя душа плачет, жалится Богу удачно найденными словами. Не чужими, заученными наизусть звуками, а будто своими собственными. Чтобы не только губы шептали скороговоркой невнятные звуки, а чтоб сердце словами теми исповедовалось, плакало и молило, как на духу, просило, радовалось и благодарило.

Есть, к примеру, небольшая и ладная такая ектенья:

День сей весь совершен,

Свят, мирен и безгрешен

Даруй мне, Господи!

Для такой ладной молитовки место в душе моей нашлось сразу же. Да точно-то как сказано! Я ведь, по слабости характера, не стал бы и зарекаться на больший промежуток времени и просить многого у Бога не дерзнул. На сей бы день! Хоть один бы день такой прожить, чтоб весь он – насквозь, до донышка – стал мирен и безгрешен. А не удаётся сразу до такой высоты поднять себя, то каждый день по малой толике приближать себя надобно ко дню тому, совершенному и светлому, надеясь на помощь Божию. Ладная молитовка отлита, прям по моей душе! Как «Господи, благослови!» пред каждым шагом и деланьем. Молитвы эти долгие века во многих поколеньях наших предков жили, обкатывались их губами, слезами и сердцами, притирались к русской душе. Потому такими ладными и стали.

Молиться и жить намного легче, когда молитвы не просто привычными станут, а неотъемлемой частью твоей. Просыпаться и входить в каждый свой день с мыслью о Господе. Просыпаешься утром – словно новую страницу открываешь. Глаза первым делом иконы находят. И чтоб страница дня твоего светлой оказалась, день лучше начинать с обращения к Господу. За детей и внуков своих помолиться. Есть для того замечательная молитовка Оптинских старцев:

Господи! Вразуми детей моих (и внуков)

Познанием Истины Твоей и воли Твоей Святой

И укрепи их ходити по заповедям Твоим.

И меня, грешного, помилуй.

И ангелу прошептать:

Ангеле Божий, хранителю мой святый,

на соблюдение мне от Господа с небесе данный!

Прилежно молю тя:

ты мя днесь просвети

и от всякого зла сохрани,

на добрые деяния настави

и на путь спасения направи.

Тогда и поведёт тебя за руку, как ребёнка малого, ангел твой небесный. Путь дневной предстоит вроде самый обычный, ведь просыпаешься на том же месте, умываешься и далее по обычному распорядку и привычным делам. А в душе ощущение праздника длится и длится. Будто у тебя именины сегодня, о которых никто, кроме тебя, знать не может и не должен. Может, так оно и есть, ведь сон твой хороший кто-то тебе подарил, не сам он с потолка к тебе свалился. Кто-то, пока ты спал, заботливо снял усталость вчерашнего дня, разгладил заботы, освежил тело, придал новых сил, обновил тебя. Этот кто-то – если попросишь и поверишь в его силу – будет сопровождать тебя незримо каждый день. Станет оберегать от глупых ошибок, от раздражения и вспышек гнева, от нехороших навязчивых мыслей, от ненужных встреч, привнесёт в тебя лад и уверенность, выправит путь твой. Его крылья станут твоими крыльями. И каждый день непременно сложится удачно, будет светлым от неназванной радости.

Оглянешься вечером и осознаешь, что ещё какая-то забота сама свалилась с плеч, хоть ты и не чаял с ней справиться. Скажешь тогда ему своими словами: «Благодарю тебя, ангел мой небесный, за содействие твоё и помощь! Давай завтра и всегда будем вместе и рядом: ты и я. Одному мне не справиться».

Ангела мирна, верна наставника,

Хранителя душ и сердец наших

Даруй мне, Господи!

Можно про дружбу тайную с ангелом никому и не сказывать, зачем – ведь он твой, только твой и больше ничейный! Терпеливо все дела житейские вместе ладить, общаться с близкими, что-то увидеть, услышать, прочесть, о чём-то размышлять, стараясь уберечься от лишних грехов. Рядом с ангелом светло по жизни идти, незримо за руки взявшись. И улыбаться внутри себя, будто взаправду стал маленьким, которому так уютно держаться за руку большого.

Ангеле Божий, хранителю мой святый,

живот мой соблюди во страхе Христа Бога:

ум мой утверди во истинном пути,

и к любви горней уязви душу мою,

да тобою направляем,

получу от Христа Бога велию милость.

Ангеле Божий! Помогай мне, пожалуйста! Так много дней из бывших прежде я шёл один. Наверно, ты был где-то рядом, но я не слышал тебя и не хотел о тебе знать. Если мне почему-либо везло, если беда проходила мимо, я не тебя благодарил, а бездумно радовался и продолжал куролесить. Прости меня, пожалуйста, – я был глуп, неправ и самонадеян.

Быть может, этот или такой же, как этот, день вдруг окажется предпоследним или последним моим днём. Человеку неведом даже примерный счёт дней, которые остались у него в запасе. И потом ничего уже нельзя будет изменить, переставить или хотя бы слегка подправить в пройденных днях, как это делается в тексте. Даже слова единого не сказать в оправдание. Ты и потом, Ангел мой Святый, – я очень на это надеюсь – не оставишь меня. Это так?..

Как, скажи, и чем я смогу тебя отблагодарить? Даже не знаю. Всю жизнь ты был рядом, возился со мной, как с малым дитём, помогал, уберегал, подстраховывал, подсказывал, воспитывал, спасал, а мне… даже благодарить тебя я не считал нужным. Если честно, ленился или забывал сказать слова благодарности. Только недавно стал осознавать это. Если можешь, прости меня! Я постараюсь исправиться. Только не покидай меня, будь всегда рядом. Пожалуйста!

Спасибо тебе, мой неявленный, мой заботливый, мой искренний! Как хорошо, что Господь даровал мне тебя – незримую опору и спутника на пути земном.

Анатолий Шорохов

Дата записи: 5 марта 2012, th в 9:19 пп в рубрике Новости.