Крещенский рассвет


Крепкие карельские морозы грянули еще к Рождеству. Все не было, да не было зимы и снега, и вдруг — раз! И все деревья по колено утонули в сугробах, и с нулевой температуры отметка градусников провалилась гораздо ниже двадцати! Вот уже и Крещенский сочельник батюшка отслужил, совершил Великое освящение воды у нас, а потом еще и в поселок Ляскеля поехал освящать.

А ранним утром 19 января в праздник Богоявления подхожу я к окну полюбоваться морозными узорами, и что же вижу? Прозрачными ажурными крестиками все стекло разрисовано, будто зима мне говорит — с Крещением Господним! Беги скорее в храм, на литургию!

С опозданием (прости, Господи, меня, грешную!), прибежала.  А народу в церкви! Посередине —  опять полна купель водицы, бочки, баночки, бидоны — в них, как в окнах, огоньки свечей многократно отражаются. Вот уже и «Отче наш» поют. Вот и последние молитвы покаянные… Еще минута — и выйдет батюшка на амвон, собранный и строгий, с заветной Чашей со Святыми Дарами. «Верую Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти…»

Деток первыми к батюшке подводят, потом тихонько остальные богомольцы подтягиваются, подпевая клиросу. Причастились, слава Тебе, Господи! И снова батюшка берет Евангелие и Крест и идет народ просвящать и воду освящать.

После службы в храме — в лесок на родник. Горожане уже знают, ждут, отставив в сторонку канистры и переминаясь на морозце с ноги на ногу. Нетерпеливые да нечестивые, бывает, раздраженно суют свои баклаги под струи родника. Как будто ослепли их глаза и не видят они облачающегося рядом с ними священника, пономаря, разжигающего кадило, Креста, на котором — Христос

А может все это и правда невидимо для них? Просвети очи наши, Господи, духовные и телесные!

По установившейся традиции после родника спешим на Ладожскую иордань. Уже который год там добровольцы большую прорубь готовят, и венчает её выпиленный из ледяных глыб Крест.

Пока батюшка рулит, а псаломщик Сергий пытается отогреть дыханием посиневшие руки, я пристаю с просьбой повторить для меня строки Крещенского Тропаря: «Во Иордане крещающегося Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» Очень уж хочется подпевать, прямо душа просит, а слова из памяти вылетают!

Не отрываясь от своего занятия, отец Олег мне говорит, что раньше Святые Отцы так просто все умели разъяснить, что смысл становился ясен и все сразу запоминалось. И, на пальцах (загибая их для наглядности), показывает и рассказывает всю суть этого одного из главных 12 православных праздников, заключенную в нескольких строках Тропаря.

И Троица Святая  — крещающийся Пророком Иоанном Спаситель, глас Бога Отца и Дух «в виде голубине» запечатлевается в моем сердце за время короткого пути до холодных вод северного озера. Которое освятилось благодатью Святого Духа вместе со всей природой, со всякой тварью — после человека.

Потому что прежде всего нас ради, нашего ради спасения крестился во Иордане Живодавче Христос, указавший нам путь к покаянию, единственно возможный для людей путь в Царствие Божие. Крестился плотью — Чистый и Безгрешный — и прошел человеческий путь до конца, приняв на себя грехи мира.

И неважно, примыкаешь ли ты к армии бесстрашных «моржей», с фырканьем вылетающими из покрытой ледышками воды. Или просто тихо молишься у края полыньи, одну за другой которые освящает батюшка, объезжая все деревни и поселки окрест.

Ты же бережно приносишь домой святыню — бутылочку с агиасмой, ставишь к образам, и, по научению священника, запиваешь ею по утрам просфору с благоговением. Надо промывать всего себя от всякия скверны, от грехов и духовной проказы, менять себя, свою мятежную душу, горячо молиться и не отступать в минуты отчаяния, стремясь к кристальной сердечной чистоте.

И когда-то, дай Бог! — на сердце станут проступать ажурные крестики, как на ясном утреннем окне.


Наталья Ахонен

Дата записи: 21 января 2016, st в 7:11 пп в рубрике Новости.