Новый Валаам — новые открытия


Название «Валаамская обитель» звучит для православного христианина, почти как Афонская, только северная. Далеко не каждому удается совершать паломничества по святым местам так часто и разнообразно, как хотелось бы. Но, как известно – человек предполагает, а Бог располагает.


Уже подернулись дымкой воспоминания о том, как вне себя от радости я сходила с палубы кораблика на пристань величавого Валаамского монастыря, охраняемого бурными водами бездонной Ладоги. Это было в сентябре 2011 года, накануне престольного праздника в честь основателей Валаамской обители Преподобных отцов Сергия и Германа. Ту поездку мы совершили группой  – прихожане Вознесенского храма г. Питкяранта во главе с настоятелем протоиереем Олегом Вилко. Суровость мужского монастыря, монахи, избегающие лишний раз показываться на виду у многочисленных паломников и туристов, благолепие и торжественность продолжительных Богослужений, незабываемое молитвенное пение Валаамского хора…

И еще – огромные звезды в ночном небе над отвесными скалами в бескрайнем Нево-озере, пронзительная тишина  «Гефсиманского» сада, невесомость храма Свято-Никольского скита, гулкое биение сердца перед входом в «кувуклию» в Воскресенском… Величие, намоленность и святость – концентрация моих воспоминаний.

Минуло несколько лет. И вдруг этой весной моя подруга, что живет теперь в Финляндии, сообщает мне, что собирается на православные теоретические курсы для русскоязычных в Ново-Валаамский монастырь в Хейнавеси, которые несколько раз в году организовывает Валаамский народный университет — и приглашает меня с собой! Курс лекций посвящался истории Ново-Валаамской обители – нам рассказали о зарождении Валаама на Ладоге, о годах тяжких испытаний и забвении, о том, как и почему появился после войны Новый Валаам в Финляндии.

О жизни ее насельников, о духовном опыте монахов мы узнали от отца Сергия Коллиандера, священника Финской православной церкви, который часто вместе с родителями жил в детстве в монастыре и знаком был со многими из них. Я даже не знаю, какими словами описать душевную радость от встречи с этим удивительным человеком. Перед нами был свидетель истории обители, который духовно соприкасался с последними приехавшими с Ладожского Валаама старыми монахами, с духоносными старцами. Маленькие случаи из их монастырской жизни, приоткрывающие глубины характера, стремления к святости и неисчерпаемой любви к Господу и ближним – где еще мы могли бы услышать такое?! А когда на слайдах вдруг появился снимок старца – схиигумена Иоанна, положившего руку на головку маленького Сергия, как оказалось – его крестника, мы онемели.

Незадолго перед поездкой мы с подругой перечитывали книгу «Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна», делились своими впечатлениями о богатстве духовного опыта и душевной щедрости батюшки, которого привел Господь в этот монастырь в 1900 году, а в последние десять лет своей земной жизни схимник Иоанн был духовником обители. И вот, по милости Господней, мы тоже очутились там!

Приехали в канун праздника Святой Троицы, а в Финляндии уже готовились отмечать День всех Святых – православная церковь там живет по григорианскому, западному, календарю. Конец мая украсил Божию обитель изумрудной зеленью и радугой цветов – пылали жаром тюльпаны, ступени храма стерегли белоснежные нарциссы, под колокольный звон кивали пышными шапками гортензии. Только успевай поворачиваться да ахать от красоты. Но колокол звал на Всенощную, и приезжий люд вместе с братией спешил под своды Спасо-Преображенского храма. А там все в первую очередь припадали к святыням, хранящимся в этой обители,  – чудотворным иконам Божией Матери Валаамской и Коневской.

Богослужения чередовались с лекциями. Преподаватель богословских дисциплин народного университета Владимир Сократилин ознакомил нас с постоянно обновляющейся художественной экспозицией в Культурном центре, провел экскурсию в музее, рассказывая интересные истории про экспонаты. Многим дамам, запомнилось, к примеру, что богато расшитые праздничные ризы для духовенства жертвовали из домов богатых аристократов: сшитые для светских балов платья не принято было надевать более одного раза. Рассказывая о святынях, хранящихся в алтаре Спасо-Преображенского храма, наш лектор вынужден был делать частые паузы, так как слушатели стремились приложиться и помолиться у мощевиков и чудотворных икон.

Она из лекций В. Сократилина так и называлась «Мощи в православной традиции и на Новом Валааме». Также он рассказал об иконах монастыря, о том, какие испытания — как внешние, так и внутреннюю борьбу — иногда приходится преодолеть, чтобы рассыпались в прах сомнения о чудотворности. Так, например, происходило с Валаамской иконой Богородицы.

Возродившаяся Валаамская обитель в Хейнавеси уже 70 лет является тем местом, что притягивает православных христиан своей особой духовной атмосферой. И все эти годы в храмах и кельях монастыря возносятся молитвы за все человечество. Братия обители сейчас состоит из одиннадцати человек, а настоятелем монастыря уже много лет является архимандрит Сергий (Райаполви).

Учебные программы, предлагаемые Валаамским народным университетом очень разнообразны. Одновременно с нашими проходили курсы по иконописи, на которые тоже съехались участники из разных стран. То и дело мы встречали паломников из России, США, группы, разговаривающие на немецком языке… И какая радость была в сердце от того, что вокруг — единоверцы!

Отдельное впечатление произвела на нас работа сурдопереводчика Марии Надеждиной из Куопио. Она приехала на курсы переводить специально для глухонемой финской супружеской пары, и ее непрерывная работа руками во время многочасовых лекций и экскурсий, говорящей мимикой, показалась нам очень тяжелой. Но язык жестов в исполнении грациозных рук Надежды был настолько завораживающим, что иногда мы отвлекались от темы и зачарованно следили, как она переводит с русского на «финский глухонемой».  Потрясла и настоящая немая молитва в храме перед иконами, не виденная нами до этого дня….

Побывали мы в старой церкви – тепло дерева, строгость убранства, лики, взирающие с образов, пение птиц, доносящееся из распахнутых окон… И келья монаха – аскета, в которой лишь самое необходимое для молитвенника Божьего. Раскрытое Священное Писание под иконостасом, посох, прислоненный к спинке железной койки, будто он ненадолго покинул келью…

Перед отъездом мы заехали поклониться могилке старца Иоанна, и не могли до конца поверить, что по милости Божьей так близко прикоснулись к святости… Слава Богу за все!

Наталья Ахонен

Дата записи: 12 июня 2015, th в 2:22 пп в рубрике Новости.